Институт бизнес образования Наш адрес:
г. Новокузнецк,
ул. Орджоникидзе 35, офис 410,
Green House(ЦУМ), 4 этаж
тел.: (3843) 46-23-44, 46-60-61,
8-903-984-45-85
Журнал "Самый сок", март 2006 г.

Татьяна Чуева     Государственный институт управления (Москва) и МВА в Кузбассе представляют программу Master of Business Administration. Обучение искусству делового администрирования ведется с применением уникальных курсов, так называемых кейс-методов, которые дают возможность на практике изучить опыт лидеров мировой экономики. «Ситуации для анализа», которые предлагает этот курс, дают возможность проанализировать методы ведения бизнеса различных компаний и применить полученные знания на практике. Вот один из таких примеров, предложенный доцентом, к.т.н., бизнес-консультантом крупнейших компаний России Игорем Шило.

РЕСТОРАН «ДОМ СУШИ - ВСЕ ЗА 100 ЙЕН».

     Ресторан «Дом суши - все за 100 йен» - необычный японский ресторан. Это прекрасный образчик японской производительности. Как только мы вошли, нас встретил хор из поваров, официанток, хозяина ресторана и его детей. Ресторан имел эллипсоидальную зону обслуживания, в центре которой три-четыре повара готовили суши. А по периметру зала стояло, по меньшей мере, 30 стульев. Мы выбрали свободные места и сразу же были обслужены чашечкой соевого супа «мисоширу», парой палочек, чашечкой зеленого чая, плоской тарелкой для изготовления соуса на собственный вкус и подставкой для палочек. Сразу я не заметил никаких отличий от любого другого японского ресторана, однако, приглядевшись, увидел, что по внутреннему периметру эллипсоида двигался пояс конвейера, напоминающий детскую железную дорогу, на котором ехал «поезд» из тарелок с суши. Там можно было найти любой вид суши - от дешевых с окунем или осьминогом до дорогих с осетром и креветками. Но цена каждого блюда была одинаковой - 100 йен. Когда мои глаза привыкли к скорости движения конвейера, я обнаружил, что дешевые сорта рыб были выложены по четыре куска на тарелку, а деликатесные - по два.
     Приглядевшись к посетителям, я увидел одного мужчину, напротив которого стояла стопка из восьми тарелок. Когда он собрался уходить, кассир лишь бросила на него взгляд и сказала: «800 йен, пожалуйста». Она не вводила коды блюд, так как ей достаточно было лишь пересчитать тарелки и умножить на 100 йен.
     Ежедневные операции хозяина основаны на тщательном анализе информации. Он имеет обзор спроса на самые разные виды суши, точно зная, когда, сколько и каких блюд следует готовить. Вся операционная система построена по принципу повторяемости производственного процесса с использованием систем Just in Time и контроля качества. В ресторане нет больших холодильников: вместо того, чтобы хранить замороженную рыбу, ресторан заключил договора с поставщиками на доставку свежей рыбы несколько раз в день. Ее привозят непосредственно перед приготовлением, то есть стоимость сохранения запасов оказывается минимальной.
     В системе систем Just in Time принцип резервных запасов перевернут вверх тормашками. Другими словами, резервный запас сокращается по мере выявления проблем и их возможных решений. Имеющиеся площади ресторана - для служащих и необходимого оборудования, а не для сохранения запасов. В ресторане «Дом суши - все за 100 йен» служащие и оборудование расположены настолько близко, что процесс приготовления суши происходит буквально из рук в руки, а не как последовательность разобщенных операций. Отсутствие стен позволяет хозяину ресторана и его служащим быть вовлеченными в единый процесс обслуживания клиента, от его приветствия до выполнения заказа. Их задачи плотно переплетены, и каждый готов кинуться исправлять проблему в момент ее возникновения, предотвращая эффект наложения проблем.
     Ресторан «Дом суши - все за 100 йен» - трудоемкий вид бизнеса, основанный скорее на упрощении операций и здравом смысле, нежели на высоких технологиях, которые мы ожидали увидеть в любом японском предприятии. Я был под большим впечатлением. Когда я закончил есть пятое по счету суши, я заметил тарелку с осьминогом, путешествующую по кругу в тридцатый раз. Я спросил у хозяина, как он решает санитарные проблемы, когда блюдо суши «гуляет» по столу целый день, пока какой-нибудь неудачник не съест его и не отравится. На что хозяин традиционно улыбнулся и сказал: «Сэр, в нашем ресторане непроданное блюдо не может быть на столе дольше 30 минут». Затем он наклонился поближе ко мне и доверительно сказал: «Как только кто-то из моих сотрудников берет перерыв, он или она могут снять непроданную тарелку суши и либо съесть ее, либо выкинуть. Мы очень серьезно относимся к проблемам качества».
     Когда мы выходили из ресторана и нас провожал хор, я думал о том, что из увиденного можно использовать в нашей стране.

 
Полный список